Проблема малого бизнеса в россии – Проблемы малого бизнеса в России

Проблемы малого бизнеса в России

В настоящее время успешному развитию малого предпринимательства препятствует множество проблем.

Во-первых, это всякие организационные проблемы, которые связаны с определениеми приобретением месторасположения, юридическим оформлением, регистрацией предприятия, открытием счета в банкеи т. п.

Во-вторых, важной является проблема формирования финансовой базы малого предпринимательства. Иногда собственного стартового капитала недостаточно, чтобы открыть дело, а получение заемных средств в виде кредитов часто затруднено из-за жестких условий коммерческих банков. Высокие процентные ставки, «привязывание» рублевых кредитов к курсам иностранных валют, отсутствие льготных кредитов, безусловно, препятствуют развитию малого бизнеса.

В условиях  экономического кризиса и крайней ограниченности ресурсов для капиталовложений в экономику России проблема приоритетности выбора направлений инвестиционной деятельности приобретает чрезвычайное значение.

Актуальной она является и для сферы малого бизнеса, так как, в настоящее время, финансирование было и остается наиболее уязвимой проблемой российского малого предпринимательства. Ощутимой государственной материально-финансовой помощи предприятия не получают, поэтому развитие сети малого предпринимательства не оказывает решающего влияния на формирование товарных рынков, а поддержание предпринимательской активности в сфере малого бизнеса не имеетнеобходимой почвы.

Серьезными проблемами являются материально-техническое обеспечение сырьем, нехватка или отсутствие производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная правовая защищенность деятельности предприятия.

Существуют определенные трудности выхода на рынок,в том числе растущие транспортные расходы и низкая покупательная способность населения, неплатежеспособность потенциальных производственных потребителей продукции малых предприятий.

У нас в стране защищена только самая крупная собственность и самая крупная экономическая деятельность. Эта деятельность так называемых олигархов. Им достаточно присягнуть на политическую лояльность к существующему политическому режиму и их права полностью защищены и эти права безграничны. Они имеют право, безграничные возможности экономической деятельности, в первую очередь почему – потому что на их собственность никто никогда не посягнет.Это священная корова. Что касается массового собственника, так называемого мелкого собственника, то он буквально поражен в правах, и с ним можно делать, что угодно.

Если посмотреть на опыт зарубежных стран, Европы, то малый бизнес в принципе и в основном призван и решает решает, в первую очередь, проблему занятости.

Так получилось, что в нашей стране с сырьевой экономикой, в принципе, граждане не заняты и не нужны никому. Даже государству. Государство не знает, что с ними делать и как обеспечить. Вот эту проблему успешно решает во всем мире малый бизнес. И поэтому нам представляется, что у нас нет другого пути, кроме как развивать этот бизнес и всемерно способствовать предпринимательскому движению и не только отдельным людям, а стимулировать объединения предпринимателей мелких в более крупные объединения путем создания некоммерческих организаций, общественных объединений.

Одной из главных проблем развития малого предпринимательства является его слабое инвестирование в связис повышеннымив данной области рисками при кредитовании, которые вызваны следующими факторами:

— малые предприятия обычно не имеют возможности самостоятельно предоставить стопроцентную гарантию по своим обязательствам;

— не существует отлаженной системы гарантий и страхованияих инвестиционной деятельности;

—  кадровый состав малого бизнеса обычно не имеет достаточной экономической подготовки и потому зачастую представляет слабо проработанные инвестиционные проекты;

— консалтинговые услуги по ведению бизнеса и подготовке инвестиционных проектов, для предприятий малого бизнеса слишком дороги.

Проблема получения заемных средств малыми предприятиями усугубляется и тем, что коммерческие банки не заинтересованы в их кредитовании.

Данный факт обусловлен следующими причинами:

— отсутствие отработанных инвестиционных банковских технологий;

—  необходимость рассмотрения банками большого количества инвестиционных проектов при высокой себестоимости операций по их проработке.

В связи с этим банковские структуры предпочитают ограничивать свою инвестиционную деятельность кредитованием только тех фирм, которые держат у них свой расчетный счет.

Фактически невозможно получить кредит вновь организованным малым предприятиям.

Тем не менее,анализ современных тенденций развития малых предприятий в России позволяет говорить о том, что данная область весьма перспективна для инвестирования. Но для того, чтобы определить наиболее эффективные пути использования инвестиционных возможностей, необходима разработка гибкой государственной политики в вопросах формирования собственных источников инвестирования. Государственная поддержка требуется и в вопросах привлечения малыми предприятиями внешних финансовых источников.

Совокупность данных направлений деятельности позволит не только упорядочить контроль государства за развитием малого бизнеса, но и позволит самим предприятиям быстро и эффективно развиваться за счет гарантирования им возможности использования коммерческих займов и осуществления других видов поддержки.

www.strategplann.ru

Малый бизнес назвал четыре главные проблемы :: Экономика :: РБК

Ограниченный доступ к финансированию, плохой бизнес-климат, проблемы с кадровыми ресурсами и рынками сбыта — вот четыре главных фактора, сдерживающих развитие малых и средних предприятий, выяснила KPMG

Фото: Lori

KPMG опросила представителей малого и среднего бизнеса России и выяснила, какие проблемы беспокоят их больше всего. Для этого компания собрала 10 151 анкету в 82 регионах, а также взяла 578 комментариев предпринимателей о проблемах их бизнеса в свободной форме. Участники опроса оценивали проблемы по пятибалльной шкале, где «5» означает наибольшую степень актуальности проблемы, а «1» — наименьшую.

Кредитный голод и деловой холод

Лидирует среди проблем ограниченный доступ к финансовым ресурсам: 50% предпринимателей поставили в этой графе максимальный балл, а средняя оценка получилась 4,13. В комментариях респонденты упоминали чрезмерно высокие ставки по кредитам, сложность получения займов на долгий срок, невозможность взять кредит с отсрочкой на развитие.

Второе место в рейтинге головных болей малого и среднего бизнеса участники опроса отвели плохому бизнес-климату: 30% поставили здесь максимальный балл, средняя оценка — 3,47. Представители предприятий говорили, например, о чрезмерной бюрократии, низкой заинтересованности со стороны местного самоуправления, частых проверках контролирующих органов. «Частота изменения законодательства: приходится тратить время на приведение своего бизнеса в соответствие изменившемуся законодательству, а не собственно на бизнес», — приводит KPMG комментарий одного из респондентов.

Проблема номер три — кадровые ресурсы (3,44; 27%). «Очень низкая профессиональная подготовка молодых кадров», — жалуется в анкете один из предпринимателей.

На четвертую позицию респонденты поставили проблемы с доступом к рынкам сбыта, следом идут «поиск поставщиков товаров и услуг», «доступ к технологиям производства и обучения» и «инфраструктура».

«Нереально» высокие издержки

Давая комментарии в свободной форме, многие предприниматели отметили также высокие издержки («нереально высокая стоимость присоединения к электросетям», «повышение тарифов на электроэнергию»).

Это не исчерпывающий список трудностей бизнеса. Упоминались также высокие налоги и их повышение («Невероятно большие взносы за сотрудников!!!», — написал один из предпринимателей), конкуренция со стороны теневого бизнеса, распространение федеральных торговых сетей, «взаимосвязь предпринимательства с административным ресурсом», низкая информированность бизнеса о программах поддержки.

«Общий вывод в том, что проблемы для бизнеса в целом не меняются. С течением времени меняется их приоритетность», — говорит Алексей Назаров, директор группы стратегического и операционного консультирования KPMG Russia. Если раньше упор делался на бизнес-климат, поясняет он, то в период кризиса финансовые ресурсы вышли на первое место, а бизнес-климат отодвинулся на второе.

Региональные различия

Авторы опроса также составили рейтинг регионов России по показателю совокупной благоприятности ведения бизнеса.

Показатель благоприятности рассчитывался путем суммирования средних оценок по всем категориям проблем для каждого региона. Соответственно, чем выше этот показатель, тем больше в регионе проблем, с точки зрения опрошенных.

Самыми благоприятными регионами для ведения бизнеса по результатам опроса стали Республика Адыгея, Воронежская область и Чукотский административный округ. В хвосте рейтинга субъектов РФ оказались Магаданская область, Республика Бурятия и Курская область.

Власти знают о проблемах предпринимателей: в апреле 2015 года президент Владимир Путин поручил разработать стратегию по поддержке малого и среднего бизнеса. Итоговый проект должен быть представлен Министерством экономического развития до 1 октября, сообщил ранее РБК представитель Минэка. Детали программы будут обсуждаться, но РБК удалось ознакомиться с последней версией документа.

В систему мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, в частности, входят доступное финансирование (стимулирование банковского кредитования, развитие системы гарантий), предсказуемая фискальная политика (включая смягчение фискальной нагрузки на бизнес), квалифицированные кадры, создание новых рыночных ниш (в том числе стимулирование спроса).

www.rbc.ru

Проблемы развития малого бизнеса в России

 

В данной статье поднимается вопрос эффективности функционирования малых форм предпринимательства на нынешнем этапе развития экономики Российской Федерации и

 необходимость поддержки малого бизнеса со стороны государства.

Ключевые слова: малые и средние предприятия, предпринимательство, малый бизнес, рыночные отношения, государственная поддержка, развитие экономики, государство.

 

В последнее время в России проблемы малого предпринимательства все больше привлекают внимание практиков и ученых. Малый бизнес — это важный элемент рыночной экономики, без него государство не может развиваться правильно. Эффективная работа рынка возможна только тогда, когда в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур. Формирование благоприятных условий для развития малого предпринимательства дает получение дохода населению, а государству и регионам — налоги.

Предпринимательство занимает наиболее распространенное место в экономической деятельности страны. Эта деятельность влияет не только на рост экономики в целом и развитие научно-технического прогресса, но так же в немалой степени помогает с решением социальных проблем государства. Предприятия различаются не только составом участников, формами собственности и так далее, но и объемами продукции, которую выпускают. По перечисленным критериям, предприятия делятся на малые, средние и крупные.

Очень часто оказывается, что крупные фирмы не настолько эффективны как малые. Это объясняется усложнением структуры управления по причине появления большего количества различных уровней коммуникации внутри предприятия. Из одного отдела до другого информация доходит медленнее и изменяется благодаря человеческому фактору, таким образом, руководство крупных предприятий не в полной мере имеют представление о том, как фирма работает, а также зачастую принимают управленческие решения слишком поздно.

Именно поэтому неотъемлемой частью экономики любого развитого государства является существование малого бизнеса. При его отсутствии рыночная система каждого государства не сможет функционировать и развиваться. Порядок отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства, и основные «привилегии» определяет Федеральный закон от 24.07.2007 года № 209-ФЗ. В соответствии с этим законом все субъекты предпринимательской деятельности (как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели) в Российской Федерации обычно разделяются на три категории: предприятия малого бизнеса, в том числе микропредприятия; предприятия среднего бизнеса; крупные предприятия [1].

Малый бизнес является самым многочисленным слоем мелких собственников. Данный сектор малого предпринимательства способен успешно справляться с любыми изменениями на рынке. Предприятия малого бизнеса в большей степени специализированы и имеют возможность учесть сугубо индивидуальные особенности каждого отдельного потребителя. Очень важную роль малые предпринимательства играют в сфере занятости населения, так как они охватывают довольно значительную аудиторию экономически активного слоя населения. Этим он способствует понижению уровня безработицы в государстве.

Таким образом, полное и правильное функционирование экономики страны без развития, поддержания и укрепления деятельности субъектов малого предпринимательства невозможно. Для достойного функционирования рыночных механизмов усовершенствование малого бизнеса — это одно из самых важных направлений экономической политики государства. Следовательно, главной целью политики органов исполнительной и государственной власти становится создание обязательных для этого условий.

На сегодняшний день в России действует приблизительно 5,6 млн. субъектов малого и среднего бизнеса, которые обеспечивают занятость 25 % населения и создают около 20 % ВВП страны. Об этом заявиладиректор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Наталья Ларионована пленарной сессии в рамках 22-ой встречи Министров АТЭС, проходящей в городе Илоило (Филиппины). Мероприятие состоялось 25 сентября 2015 года [2].

Малых предпринимательств в Российской Федерации по всем главным экономическим отраслям становится все больше с каждым годом. Это подтверждают результаты статистического наблюдения Росстата [3]. Данный рост объясняется тем, что во время всего периода развития предпринимательства правительство РФ предпринимает усиленные меры для поддержания малого бизнеса на должном уровне, улучшает законодательную базу, и создает благоприятные условия для экономического роста [4]. Фундаментом укрепления и развития малого бизнеса является Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [5]. На каждом из уровней власти ежегодно разрабатывают государственные программы поддержки малого предпринимательства.

В целях поддержки малого предпринимательства немалую роль сыграл федеральный закон от 23 октября 2015 г.«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который должен снизить административную нагрузку на бизнес [8].

Благодаря немалым усилиям государства в поддержке малого бизнеса,

Россия поднялась на 11 ступеней в рейтинге Doing Business [11]. 27 октября 2015 г. Всемирный банк и Международная финансовая корпорация опубликовали рейтинг комфортности ведения бизнеса Doing Business 2016. Российская Федерация заняла 51-е место в рейтинге, поднявшись на 11 позиций. В настоящее время Россия занимает строчку между Перу и Молдавией. Всемирный банк особо отметил успехи России в таких сферах, как внедрение и усовершенствование онлайн-процедур, совершенствование регулирования процессов подключения, сокращение сроков на передачу недвижимости в собственность, снижение некоторых налогов, совершенствование процедур по залогу движимого имущества [12].

Однако, правительство России не останавливается на достигнутом и уже в наступившем 2016 году процедура проверок малому предпринимательству будет упрощена. Новые правила проведения проверок малого бизнеса будут введены с 01.08.2016 года в соответствии сФедеральным законом Российской Федерации от 3 ноября 2015 года № 306-ФЗ» О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [9].

Согласно принятым нормам, органами государственного надзора и органами муниципального контроля при организации и проведении проверок с 2016 года запрашиваются документы не у самого предпринимателя, а у других государственных органов, в чьем распоряжении находятся эти документы. Теперь должностные лица не будут иметь права требовать предоставления документов или информации, если ее уже предоставляли ранее в предыдущие проверки.

Таким образом, закон позволит более продуктивно производить взаимодействие органов государственной власти при организации и проведении проверок и сможет поспособствовать формированию благоприятного климата для развития предпринимательства.

Одной из наиболее важных попыток по поддержке малого бизнеса в России стала первая кредитная сделка в рамках программы стимулирования кредитования малого и среднего бизнеса Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства и Банка России. Это новый инструмент господдержки кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, которые реализуют инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики. В рамках программы процентная ставка по кредитам ограничена 10 % годовых для среднего бизнеса и 11 % — для малого.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что созданы достаточно объективные предпосылки для устойчивого поступательного развития малого предпринимательства. Но так как рыночные отношения в России недостаточно развиты, то мероприятия по поддержке малого бизнеса не реализуются в полной мере. Главными барьерами малого бизнеса в России являются высокая ставка налогообложения и невозможность получения кредитных ресурсов. Так, реформа страховых взносов для индивидуальных предпринимателей привела к тому, что только за 2013 год число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей снизилось на 500 тысяч человек [10].

Федеральный Портал Малого и Среднего Предпринимательства сообщает, что 15–17 сентября 2015 года в Москве прошла Международная специализированная выставка «Импортозамещение». В ходе работы выставки Центр промышленной политики Института экономической политики и проблем экономической безопасности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации определил эффективность мер поддержки государством импортозамещающих производств с точки зрения предпринимателей. Было опрошено более чем три сотни российских и зарубежных компаний и официальных представительств субъектов Российской Федерации.

Результаты исследования дали возможность оценить те факторы, которые могут «тормозить» промышленное развитие. Среди этих факторов лидерами стали высокий уровень налогообложения и стоимости кредитных ресурсов (1 и 2 места соответственно).

В ходе опроса представителями одного предприятия было сказано, что они не используют банковские кредиты из-за их очень высокой стоимости. Необходимо отметить, что оба этих фактора деятельности в сфере промышленности, которые были выявлены как ключевые, находятся практически под полным контролем государственной власти (бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика).

Кроме высокого уровня налогообложения и стоимости кредитных ресурсов были выявлены такие факторы, влияющие на развития промышленности как бюрократическое давление на бизнес, коррупция и низкий уровень защиты прав собственности. Так, По словам первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Александра Буксмана, только за 10 месяцев этого года прокурорами выявлено 145 тысяч нарушений закона в сфере защиты прав предпринимателей.

Еще одним важным фактором, негативно влияющим на развитие малого бизнеса в стране, является коррупция. По данным Транспаренсинси Интернешнл Россия на 2014 год, наша страна занимала далеко не самое привлекательное место в объеме коррупции.

3 декабря 2014 года Международное движение по противодействию коррупции Transparency International опубликовало двадцатый Индекс восприятия коррупции.

Страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто — самый низкий. Первые три места в общем рейтинге заняли Дания, Новая Зеландия и Финляндия (92, 91 и 89 баллов соответственно).

Рис.1. Индекс восприятия коррупции

 

В 2014 году Россия получила 27 баллов (на один балл меньше, чем в 2013 году) и заняла 136 место, поделив его с Нигерией, Ливаном, Кыргызстаном, Ираном и Камеруном.

Из-за нерешительности в преследовании коррупционных преступлений и хаотичности мер по предотвращению коррупции Россия остаётся в последней трети Индекса восприятия коррупции (ИВК).

Место России в ИВК сохраняется практически неизменным на протяжении последних лет. Среди основных причин можно назвать следующие:

                   коррупционные дела стагнируют;

                   международное антикоррупционное сотрудничество застопорилось;

                   декларирование конфликта интересов не заработало;

                   давление на некоммерческие организации и независимые СМИ продолжается;

                   большие проекты непрозрачны [15].

Таким образом, совершенно очевидно, что коррупция крайне негативно влияет на развитие и функционирование малого предпринимательства в России.

Все вышеперечисленные проблемы, даже не смотря на усилия государства, не позволяют малому бизнесу в нашей стране существовать на том же уровне, что и во многих других странах запада и востока. На диаграмме представлены данные на 07.04.2015 года по доле малого бизнеса в ВВП страны. [16]

Рис. 2. Доля малого бизнеса в ВВП страны

 

В России в настоящее время уровень развития малого и среднего бизнеса явно не соответствует ни сегодняшним потребностям экономики страны, ни, тем более, завтрашним требованиям глобализирующегося мирового рынка. И чтобы не остаться в роли вечно догоняющих, нам необходимо уже в самом ближайшем будущем устранить опасный перекос в сфере предпринимательства. Потенциал малого предпринимательства реализуется пока лишь частично, а его становление тормозится многочисленными проблемами, от решения которых зависит не только судьба малого предпринимательства, но и рыночных реформ в целом.

Таким образом, на современном этапе развития рыночных отношений в России приоритетной задачей государства является в первую очередь решение вопросов по развитию малого бизнеса. Не смотря на то, что правительство РФ прилагает все возможные на сегодняшний день усилия для поддержки и развития малого бизнеса в стране, этого не достаточно для полного его функционирования.

Необходимо отметить, что путем поддержки малого предпринимательства государство решает ключевые проблемы повышения качества жизни населения и увеличения граждан, которых можно отнести к среднему классу, а также обеспечивает пополнение бюджета в первую очередь на уровне муниципальных образований, где крупный бизнес, как правило, не зарегистрирован. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить уровень социальной ответственности предприятий, экономической инициативы и осведомленности граждан в силу того, что он в максимальной степени ориентирован на нужды общества.

 

Литература:

 

  1.              Федеральный закон от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
  2.              Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: http://economy.gov.ru
  3.              Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ: http://www.gks.ru.
  4.              Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями от 3 ноября 2015 года).
  5.              Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г.)
  6.              Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации: www.cbr.ru.
  7.              Официальный сайт Федерального Портала Малого и Среднего предпринимательства: http://smb.gov.ru/
  8.              Законопроект № 674850–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (об уточнении полномочий контрольно-надзорных органов при проведении проверок)»
  9.              Федеральный закон Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. № 306-ФЗ»О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  10.         Министерство Экономического Развития Российской Федерации. Доклад о ходе реализации мер поддержки малого и среднего предпринимательства в 2010–2013 годах и основных направлениях развития малого и среднего предпринимательства на ближайшую и среднесрочную перспективу от 14 октября 2014 года. (Стр. 11).
  11.         Оценка Бизнес Регулирования [Электронный ресурс]: http://www.doingbusiness.org/
  12.         Doing Business 2015 [Электронный ресурс]: http://www.doingbusiness.org/
  13.         Транспаренси Интернешнл Россия [Электронный ресурс]: http://www.transparency.org.ru/
  14.         Интернет-журнал Вести. Экономика. [Электронный ресурс]: http://www.vestifinance.ru/

moluch.ru

Проблемы малого бизнеса в РФ

В статье рассмотрены проблемы малого и среднего предпринимательства, анализ развития предпринимательства России и возможные пути его развития.

Малое предпринимательство — предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Огромные перспективы для развития малого бизнеса предоставляет страховой бизнес. Свет в конце тоннеля появляется для обычного малого бизнеса, который в последние годы уступал позицию за позицией перед натиском крупных сетевых компаний. Фактически сейчас формируется новая ниша для активных россиян, которые за несколько лет могут создать своё агентство по страхованию жизни с оборотом в сотни тысяч или миллионы долларов.

Сейчас премия в страховании жизни на душу населения в России не превышает 6 долл., тогда как в Центральной Европе она уже 100 долл. В расчёте на 130 миллионов жителей страны эта цифра превращается в миллиарды долларов.

Развитие страхования жизни в России скоро начнет отражаться не только на показателях премии страховщиков. Растущий рынок требует массивного притока кадров. Особенно это выражено в регионах, куда сейчас стали выходить одна за другой страховые компании. Одной из моделей сотрудничества может быть партнерство страховой компании и агентства — самостоятельной маленькой частной компании, созданной людьми, хорошо знающими местный рынок [2; 3; 4]. Создание такой компании может быть выходом для тех, кто привык быть частным предпринимателем и не видит себя в рядах сотрудников супермаркетов, автодилеров или других крупных компаний, постепенно вытесняющих малый бизнес из ниш, с таким трудом завоеванных в ельцинскую эпоху. Но если раньше это были частные магазины, кафе, авторемонтные мастерские, то благодаря развитию страхования жизни малый бизнес может выйти на качественно новый уровень.

Главные требования к успешности будущего страхового консультанта: активность, знание собственного региона, нацеленность на высокий доход, желание работать с людьми. Партнерами компаний становятся самые разные люди: бывшие владельцы собственного малого бизнеса, военные, интеллигенция. И в Башкортостане уже есть имена, которые управляют собственным страховым бизнесом под брендами известных страховых компаний с оборотом, равным обороту средних размеров филиала. Это говорит о том, что места на рынке хватит всем. Только те, кто начал раньше, уйдут далеко вперёд.

В качестве основы для статьи возьмем статистические данные по 2011-2012 годам из журнала «Экономика и управление» башкирского издания 2012 года, они позволят гораздо легче определить главные проблемы предпринимательства в целом.

Хотелось бы обратить особое внимание на то, где именно раскрывается тема малого бизнеса, а именно государственная поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП) в Республике Башкортостан.

На основе представленных данных можем сказать, что в 2012 году количество малых предприятий на много увеличилось. Государство с каждым годом увеличивает объем субсидий на развитие предпринимательской деятельности в Республике Башкортостан. Не смотря на это, есть некоторые проблемы малого предпринимательства, потому что данный вид деятельности остается малопривлекательным как для населения, так и для банков, предоставляющих кредиты малому и среднему бизнесу.

То есть малые и средние предприятия выполняют исключительно социально-значимую функцию – предоставление рабочих мест. Можем так же заметить, что многие малые предприятия очень успешно растут и развиваются, тем самым составляя конкуренцию более крупным их соперникам на рынке.[1]

Выделим главные проблемы развития малого бизнеса в России

Во-первых, это недостоверные статистические данные, то есть в стране нет особых комитетов, которые могли бы осуществлять какие-либо исследования по состоянию малого бизнеса. Так же как и нет четкой системы подсчета финансовых результатов (то есть вклад малых предприятий и предпринимателей в бюджеты разных уровней). Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

В любом государстве статистика в малом бизнесе должна помогать принятию решений на государственном уровне, но, к сожалению, реалии таковы, что частные предприятия не желают вести «белый» учет зарплаты сотрудников. Многие люди, работающие в малом бизнесе, получают «черную» или «серую» зарплаты, так как владельцы малых предприятий предпочитают уклоняться от налогов, несмотря на упрощенную систему налогообложения, которая может применяться в черном бизнесе.

На основании статистики в малом бизнесе государственные органы могли бы планировать развитие определенных отраслей экономики, но получить реальные данные о работе малых предприятий до сих пор невозможно. Для сбора статистики в малом бизнесе многие аналитические агентства до сих пор используют различные анонимные опросы, а не реальные цифры, которые должны находиться в распоряжении государственных органов.[6]

Во-вторых, государство хоть и поддерживает развитие малого и среднего предпринимательства в стране, оно все же выделяет какие-либо «особые» отрасли, и не уделяет достаточного внимания к другим. Считаю, что развитие малого бизнеса в стране очень сильно повлияет на развитие экономики России в целом. Это как собрать огромную картину из пазлов. И считаю, что именно малый бизнес стоит сделать главной темой обсуждения в экономической политике.

В-третьих, осуществить более легкий доступ предпринимателям малого бизнеса к получению финансовых ресурсов, то есть получения кредитов, повышения качества обслуживания покупателей, более активного продвижения компании и ее услуг. Кредитование малого бизнеса, ссуды и господдержка работают неэффективно. Как и в прошлом году, чем больше период, на который планируется привлечь заемные средства, тем меньше вероятность их получить.[5] Почти половина, а это 48% респондентов (по данным газеты «Опора России, 2012 г.в.») отмечают, что главным препятствием для получения финансирования являются неподъемно высокие ставки по кредитам. Поэтому однажды уйдя в теневую экономику, малый бизнес не спешит возвращаться в легальную часть, даже при снижении налогового бремени. Чтобы малый бизнес вернулся в официальную экономику и стал опорой государства, необходимо предложить ему что-то еще, кроме дорогих кредитов и зажигательных речей.

В-четвертых, целый ряд таких предприятий связаны с «криминальной» деятельностью: многие предприятия работают по «серой» схеме, скрывают свои доходы, не платят налоги.

Именно поэтому у общественности складывается резко отрицательное мнение относительно предпринимательства в целом, именно это все влияет на появление новых предприятий, которых с каждым годом становится меньше и все больше предприятий становятся банкротами, это можно увидеть в статистике, которая отражена на рисунке 1[7]:

Рисунок 1. Динамика экономического роста предприятий

Если сравнивать нашу страну с США, то можно смело сказать, что по развитию малого предпринимательства мы намного отстаем от них.

У нас примерно 238 тысяч предприятий на 1 квадратный метр, когда в США более 26 миллионов!

Законодательная практика субъектов федерации нередко игнорирует интересы малого бизнеса, принимаемые законодательные акты часто увеличивают финансовую нагрузку на предпринимателей и в целом ухудшают бизнес-климат в регионах.

Отношение отдельных руководителей к малому бизнесу свидетельствует о том, что он, по-прежнему, рассматривается как источник наполнения региональных бюджетов, а не как институт, выполняющий важнейшую социальную функцию. В работе органов исполнительной власти регионов преобладают, в основном, традиционные, иногда, малоэффективные формы и методы, отсутствует комплексный, системный подход.

Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

Еще одна проблема — кадровая. Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем реально нужно экономике.

В рамках презентации Сергей Борисов (взято из Российской газеты «Опора России») перечислил основные выводы исследовательского проекта. Список ключевых для малого бизнеса проблем возглавляет дефицит кадров. В прошлом году негативные оценки относительно доступности персонала высказывали 56% респондентов; в 2012 году — уже 68%.[8]

Лишь каждая третья компания не испытывает проблем с поиском квалифицированных инженеров и технических специалистов, и только каждая пятая — относительно легко может найти квалифицированных рабочих.

Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям — новому социальному слою — тем более.

Существенной проблемой для малого бизнеса является обеспечение доступа к производственным площадям и офисным помещениям. Такие площади во многих регионах либо в большом дефиците и, как следствие, — запредельно дороги, либо их приобретение или аренда сопряжены с необходимостью преодолевать нередко искусственные административные барьеры.

Другая проблема развития малого бизнеса в России — взаимодействие предпринимателей с местными властями и проверяющими инстанциями. Особенно докучают малым предпринимателям проверки, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями и с прямым вымогательством. Решение проблем с чиновниками зачастую решается с помощью взяток. Почти 10% выручки затрачивает среднестатистическое малое предприятие на взятки различным чиновникам и проверяющим.

Можно также сделать вывод о том, что на федеральном уровне для малого и среднего бизнеса в России делается достаточно много. Исследования Всемирного банка говорят о том, что за указанные три года предпринимательская среда в России существенно улучшилась. Однако местные власти своими действиями лишают мелких и средних предпринимателей многих прав, толкают их на путь аффилированных с ними структур, различных посредников. Касаясь собственности, недвижимости и аренды, необходимо разработать и включить четкий механизм покупки собственности, ее регистрации, создания рынка бизнес-недвижимости для малых предпринимателей. Необходимо создать опережающее предложение инфраструктуры от местных властей. То же касается и аренды земли и недвижимости. У предпринимателя всегда должен быть выбор при поиске объекта собственности.

Хотелось бы привести статистику по проблемам малого предпринимательства, статистика рейтингов регионов и городов-миллионников по условиям ведения предпринимательской деятельности представлена в газете «Опора России», выпуск газеты 2012 год:

Наиболее благоприятными регионами для ведения бизнеса малыми и средними производственными компаниями были признаны Московская, Челябинская и Самарская области, Республика Башкортостан, Ставропольский край. Среди городов-миллионников в 2012 году лидерство перешло от Челябинска к Екатеринбургу. Комментируя положение субъектов РФ в рейтинге, председатель попечительского совета «ОПОРЫ России» отметил «традиционно» низкие места, занимаемые Москвой (37-е место) и Санкт-Петербургом (делит 35-е и 36-е места). Такое положение объясняется общим уровнем конкуренции в этих субъектах Федерации и более высокими ожиданиями бизнеса.[11]

Несмотря на все проблемы со сбором статистики на малых предприятиях, на основе имеющихся данных можно сделать некоторые выводы. Например, по данным статистики доля предприятий малого и среднего бизнеса в ВВП Российской Федерации составляет около 40%, а на малых и средних предприятиях работает около 60% населения. Представленные данные, к сожалению, не учитывают тех людей, которые ведут деятельность в «сером» секторе экономики.[10]

По данным статистики, около половины малых предприятий работают в сфере торговли, второе место удерживают предприятия, работающие в сфере обслуживания, на третьем месте находятся предприятия, занимающиеся ремонтом и строительством. Обрабатывающие, инновационные и научно-технические предприятия по данным статистики в малом бизнесе замыкают список предприятий.

Более «честная» статистика в малом бизнесе позволит увеличить объемы кредитования частного бизнеса, так как банки будут иметь более наглядную информацию для принятия решений о выдаче кредита.

По мнению государственных органов, в течение ближайших лет доля малого бизнеса в ВВП нашей страны должна составить 60-70%, хотя при существующих способах сбора статистических данных эта цифра может быть недостижимой.

Кроме проблем со сбором статистики в малом бизнесе, в нашей стране не существует надежных методик для оценки эффективности работы предприятий малого бизнеса, что также не позволит получать реальную картину развития малого бизнеса.

На рисунке 2 отображены все наиболее серьезные препятствия для развития компаний.[9] Наиболее серьезным является низкая доступность персонала, что составляет 47% всех барьеров, а всего 1% составляет организованная преступность. Эта статистика наглядно показывает все вышеперечисленные проблемы, которые есть у современных предпринимателей.

Рисунок 2. Наиболее серьезные препятствия для развития компаний

Что же делать, чтобы малый бизнес являлся привлекательным для современных предпринимателей?

Малый бизнес является одним из важных условий устойчивого развития страны и региона, который влияет не только на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, смягчение проблемы безработицы, но и обеспечивает достижение таких императивов устойчивости, как ресурсосбережение и социальная стабильность. Хотя в последнее время малый бизнес стал объектом особого внимания региональной власти и науки, его положение в регионах остается сложным.

Субъекты малого бизнеса сталкиваются с определенными трудностями: сохраняется практически удушающее налогообложение, ограничен их доступ к кредитным ресурсам, отсутствует механизм самофинансирования, не проработан механизм информационной поддержки и т.д. Отечественное предпринимательство только находится на пути к тому, чтобы стать движущей силой отечественной региональной экономики.

Основными причинами сложившейся ситуации являются отсутствие целенаправленной политики государства в отношении малого бизнеса, несовершенство законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства. Более того, российское законодательство в рассматриваемой сфере не только неэффективно, и вообще не затрагивает целый ряд проблем существования и деятельности малых предприятий.

Для малых предприятий актуальны также проблемы создания здоровой конкурентной среды с более крупными компаниями, поскольку в большинстве случаев у малых предприятий нет ни сил, ни средств противостоять недобросовестной конкуренции, приобретающей в последнее время все более жесткие формы. Совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на развитие и поддержку малого бизнеса и создание условий для добросовестной конкуренции необходимо для развития этого сектора экономики. В первую очередь стоит вопрос о принятии специального закона, определяющего базовые принципы развития и поддержки малого предпринимательства, предложения, по содержанию которого формируются в настоящее время.

novainfo.ru

Проблемы и перспективы развития современного малого бизнеса в России



В центре внимания нашей исследовательской работы находится проблема развития предпринимательства, которая выступает одним из главных направлений современной экономической теории. Рассмотрение экономических интересов предпринимателей даёт возможность предположить, на каком этапе становления находится малый бизнес в России, и наметить в перспективе пути эволюции экономики.

Ключевые слова: экономическая теория, предпринимательство, коммерция, экономические связи, рыночные интересы, малый бизнес

Введение

Что мы знаем o проблемах развития нынешнего малого бизнеса в России? Чаще всего наши знания об этой теме ограничиваются самыми общими представлениями. Но ни для кого не секрет, что данный вопрос чрезвычайно актуален на современном этапе развития экономики.

В последних новостях от 9 сентября 2014 года упоминалось о том, что Научный Совет по экономической политике совместно с политической партией «Единая Россия» проводил «круглый стол» на тему: «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В рамках данного мероприятия обсуждались конкретные предложения по снижению налоговой нагрузки, повышению доступности кредитных ресурсов, а также меры господдержки малых и средних предприятий.

Таким образом, рассмотрение данной темы дает не только понимание проблем развития малого бизнеса в России, но и предоставляет возможность спрогнозировать альтернативные пути их решений, к тому же, помимо этого, позволяет повысить компетентность в данной области экономической теории.

История развития малого бизнеса

Возникновение экономических связей в РФ характеризуется именно развитием индивидуальных рыночных предпочтений предпринимателей. Становление данных интересов подразделяется на несколько уровней.

Первый уровень приходится на период формирования рыночной системы, в которой начинает зарождаться индивидуальная экономическая ориентация предпринимателей. Главная идея рыночных изменений в России полагается на основании равноправия для всех юридических или физических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность. Но именно этот принцип произвёл негативные процессы (такие как: спад производства, разрыв экономических связей, инфляция, безработица и так далее). Безусловно, это было связано с отсутствием эффективных рыночных институтов и уменьшением государственного контроля.

На втором уровне рыночные предпочтения собственников ориентировались на запросы потребительского рынка. И параллельно в социуме появлялся довольно властный пласт предпринимателей-монополистов, действия которых были безграничны, и это в свою очередь порождало некий беспорядок.

На третьем уровне началось формирование системы экономических интересов; Лицам, которые контролировали финансовые потоки, принадлежало доминирующее место в экономике [5, с. 64–66].

На основе изложенного, можно сделать такой вывод: предпринимательство, в ходе развития рыночной экономики, приобретает социальную функцию, которая проявляется в возможности каждого человека с задатками бизнесмена быть владельцем какого-либо дела [2, с.13].

Функции малого бизнеса

Современный малый бизнес значится как часть экономики. Он выполняет следующий перечень определённых функций, которые придают экономике некую согласованность:

  1. Организационная функция: заключается в образовании конкурентной среды
  2. Ресурсная функция: обеспечивает плодотворное применение капитала, трудовых, информационных и иных ресурсов.
  3. Творческая функция: заключается во внедрении НТП в массовое производство.
  4. Социальная функция: объясняется борьбой малого бизнеса с безработицей, путём предоставления вакантных мест [1, с. 245–247].

Из вышесказанного следует, что малое предпринимательство, непосредственно, играет особую роль в народном хозяйстве. Она заключается в обновление рыночных отношений в обществе. Неосуществление главных функций малого бизнеса отрицательно отражается на экономике России в целом.

Проблемы развития современного малого бизнеса

На нынешнем этапе становления народного хозяйства в РФ существуют проблемные аспекты, с которыми сталкиваются предприниматели у истоков формирования собственного бизнеса. Мы выделим некоторые из них:

‒ непродуманная система налогообложения, забирающая достаточную долю прибыли, что в большинстве случаев доводит предприятие до грани банкротства.

‒ источники капитала. Порою начинающему предпринимателю очень тяжело найти средства, которые будут выступать в качестве начального капитала собственного бизнеса.

‒ недостаточная общественная и государственная поддержка малого бизнеса. Ввиду позднего создания в РФ Комитета поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ произошла данная ситуация.

‒ законодательная база, как основа малого предпринимательства, на наш взгляд, не столь совершенна, а в отдельных аспектах и вовсе отсутствует [7, с. 98–105].

Вывод таков: потенциал малого предпринимательства практически не используется, по причине того, что он является особым ещё не сформировавшимся сектором рынка [4, c. 31].

Перспективы развития современного малого бизнеса

Малый бизнес будет положительно влиять на перспективное становление основ экономики РФ, если же общее количество предпринимательских организаций на территории будет порядка 2–3 млн. При том они должны быть равномерно распределены.

Малые формы предпринимательства следует организовывать повсеместно. В особенности стоит обратить внимание на отрасли экономики, учитывающие специфику региона. Но при этом необходимо избегать исключительного права на производство.

При распределении самих организации следует учитывать её максимальную приемлемость по отношению к данной территории. Это означает, что преимущественная их часть должна находится в реальном секторе экономики, а противоположная — в науке, торговле, сельском хозяйстве и других сферах.

При этих условиях необходимо учитывать следующие положения:

‒ улучшение законодательной базы, отражающей концепцию бизнеса;

‒ результативная господдержка

‒ образование взаимосвязей между наукой, бизнесом и производством [3, с.302].

Сейчас государственные меры по процедурам регистрации малых предприятий активно упрощаются.

Помимо этого, оно стремится сократить количество бюрократических процессов. На данный момент политика страны в сфере экономики концентрируется на поддержке малого предпринимательства в России [6].

Заключение

В ходе исследования проблем и перспектив развития современного малого бизнеса в Российской Федерации, мы обозначили следующие основные положения:

1) Основная роль в развитии экономики РФ принадлежит малому бизнесу.

2) Он же влияет на все подряд сферы нашей с вами жизни, являясь её неотъемлемой частью.

3) Суть малого бизнеса заключается в том, что он адаптируется абсолютно ко всем внешним условиям, гибко реагируя на всевозможные изменения, и тем самым развивает и укрепляет хозяйственные взаимосвязи.

На сегодняшний день очень активно обсуждают возрождение Российского предпринимательства. На наш взгляд- это единственный путь выхода России из экономического и иных кризисов.

Мы считаем, что будущее России как за предпринимательством, так и за самими предпринимателями.

Литература:
  1. Головань, С. И. Бизнес-планирование / С. И. Головань — Издательство: Феникс, 2009. — 320 с.
  2. Краева, Н. М., Минеев В. Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства // Н. М. Краева, В. Н. Минеев — Издательство: Парад, 1996. — 48 с.
  3. Круглова Н. Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник / Н. Ю. Круглова. — Издательство: КНОРУС, 2010. — 544 с.
  4. Ларичева, З.М., Стрелкова Л. В. Малый бизнес: проблемы и перспективы его развития / З. М. Ларичева, Л. В. Стрелкова — Издательство: АГРАФ, 2006. — 39 с.
  5. Рассказова Н. В. Анализ системы экономических интересов субъектов малого предпринимательства / Н. В. Рассказова — Издательство: Пресс — бук, 2010. — 180 с.
  6. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Справочно-правовая система Консультант Плюс (СПС) 2016
  7. Чепуренко А. Ю. Малый бизнес в рыночной среде / А. Ю. Чепуренко. — Издательство: Издательский дом Международного университета в Москве, 2009. — 324 с.

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, Россия, современный малый бизнес, малое предпринимательство, социальная функция, собственный бизнес, народное хозяйство, законодательная база, Российская Федерация, экономическая теория.

moluch.ru

Проблемы малого бизнеса в России. Поддержка малого бизнеса :: BusinessMan.ru

Экономику Российской Федерации часто называют переходной, так что и финансовый сектор находится в процессе перехода к рыночной экономике. Одним из факторов успешного развития является малый бизнес. Именно этот сегмент определяет такие важные показатели для страны, как стабильность и темпы роста.

Предпринимательская деятельность в совокупности влияет на развитие новых форм отраслей народного хозяйства. Но, к сожалению, доля малого бизнеса в ВВП России занимает лишь четверть от общего объема. В государствах с более развитой экономикой это число переваливает отметку в пятьдесят процентов.

Тема развития малого бизнеса в России является очень актуальной на сегодняшний момент, ведь существуют проблемы, которые тормозят такое перспективное направление деятельности.

Преимущества сектора

Состояние малого бизнеса в России оставляет желать лучшего. При этом именно предприятия данного сектора обладают следующими положительными особенностями:

  1. Предприятия малого бизнеса в России способствуют возникновению большего числа рабочих мест. Притом трудоустраиваемый контингент достаточно обширный. Специфические условия труда позволяют принимать на работу граждан преклонного возраста, студентов, домохозяек и людей с ограниченными возможностями. На сегодняшний день лишь четвертая часть человеческих ресурсов РФ задействована на предприятиях данного сектора. Оптимальной ситуацией будет значение этого показателя, вдвое превышающее текущее.
  2. В отличие от крупных гигантов, производство таких предприятий проще переориентировать на другую продукцию. Это принесет меньше издержек, хотя малый бизнес в условиях кризиса и экономической нестабильности более подвержен колебаниям и скачкам.
  3. Упрощенная система организации и управления. Руководство при появлении непредвиденных обстоятельств способно принимать гибкие и оперативные решения.
  4. Предприятия малого бизнеса реализуют возможность приносить живой доход в бюджет страны во время дестабилизации местной валюты.
  5. Совместное сотрудничество с крупными промышленными объектами позволяет вести деятельность с пользой для обеих сторон. Все виды малого бизнеса в России, кооперируясь со старыми предприятиями, способны вывести их на новый уровень.
  6. Предпринимательская деятельность требует меньшего объема первоначальных вложений.
  7. Малый бизнес ориентирован на потребности и возможности регионального рынка.

История развития малого бизнеса

Проблемы малого бизнеса в России существовали на различных этапах его становления. Всего выделяют три стадии в историческом развитии этой сферы.

Данный вид предпринимательства берет отсчет с момента распада Советского Союза. Длился переходной период в течение пяти лет, на протяжении которых происходило активное становление малого и среднего бизнеса.

Перейдя на вторую ступень своего развития, этот сектор претерпел некоторые изменения. Появилась конкуренция, рынок стал насыщаться. Два года этого этапа характеризовались структурным оформлением отрасли.

Начиная с девяносто восьмого года отличительной особенностью сферы малого бизнеса стала модернизация производственных процессов.

В конце восьмидесятых годов возникла мысль организовать малый бизнес с нуля. Идеи пресекались на корню самим типом экономики. Экономика была плановой, так как привнести что-либо новое не было возможности. Все идеи официального характера носили принудительный характер. Руководители предприятий не были заинтересованы в развитии подчиненных им промышленных объектов. Они не имели свободы выбора,рычагов управления и экономических решений. Инициативность работников также была на нуле. Не было возможности выбора сырья, поставщиков и источников сбыта. Это очень сковывало движения, не давая интенсивного роста.

Проблемы развития малого бизнеса в России были налицо. Подобная политика приводила к ухудшению качества выпускаемой продукции, низкой производительности труда. В отсутствии введения каких-либо инновационных технологий ситуация лишь усугублялась. В конечном итоге это отражалось на потребителях. Рынок готовой продукции не предоставлял широкого выбора ассортимента. Конкуренция отсутствовала, и это не стимулировало производителей к росту и совершенствованию.

По мнению властей, которые не видели проблем, централизованное управление должно было поспособствовать образованию единого производственного комплекса. Он, в свою очередь, должен был обеспечить равномерное и сбалансированное развитие всех отраслей народного хозяйства. Но на фоне постоянных разногласий и противоречий этой задумки достичь не удалось.

Первый этап становления

Проблемы и перспективы малого бизнеса в России стали предметом многочисленных споров в эпоху перестройки. Так как финансовый сектор страны в этот период оказался в кризисной ситуации, то требовались кардинальные решения. Ряд проведенных реформ свидетельствовал о том, что экономика государства находится в переходном состоянии между плановой и рыночной.

Руководство на самом высшем уровне занималось внедрением изменений в общественных отношениях. Одной из особенностей стало некоторое послабление действующего режима. Это выражалось в публичности и гласности. Такие перемены привели к возникновению новых форм хозяйствования, в частности малого бизнеса. Поддержка малого бизнеса выражалась в принятии законов, закрепляющих положения об индивидуальной трудовой деятельности, организации малых форм предприятий.

Отдельный толчок в развитии данного сектора дала организация научно-технических центров, творческих коллективов и соответствующих бригадных подрядов. Можно сказать, что была подготовлена эмоциональная и психологическая почва для становления этой сферы.

Начало девяностых годов ознаменовалось для малого предпринимательства тем, что оно приобрело характер массового движения. Число новоявленных предпринимателей стремительно росло. Это обеспечило разнообразие на рынке потребительских товаров. Большинство людей не имели опыта в этой сфере. Все учились методом проб и ошибок, приобретая навыки для успешного ведения бизнеса. Кто-то прогорел, другие – накопили приличный капитал.

Этот период отличается толчком в развитии арендных отношений. Реформы включали в себя проведение малой приватизации, что давало благодатную почву для малого предпринимательства.

За первые два года после распада СССР произошел просто бум в отрасли бизнеса. Было создано и зарегистрировано около двухсот тысяч предприятий. Этому способствовала нормативная база, которая принималась властями в это время. Многие законы были очень лояльны, что не могло не привлекать молодых бизнесменов.

Окончание этого этапа ознаменовано массовой приватизацией. Примеры малого бизнеса в России встречались в каждой отрасли народного хозяйства. Это и общепит, и торговля, и легкая промышленность. Отдельную нишу занимали компании в сфере услуг. Происходило структурирование и разделение предприятий на уровни в зависимости от определенных критериев. К ним можно отнести количество сотрудников, объемов выпускаемой продукции и стоимости оборотных фондов.

Второй этап становления предпринимательства

Благодаря тому, что к 1995 году больше половины частных предприятий вошли в сферу малого бизнеса, властям пришлось целенаправленно разрабатывать соответствующее законодательство.

Отличительной особенностью этой стадии является то, что сектор стал обрастать компаниями, предоставляющими сервисные услуги. Это предложения в сфере консалтинга, юриспруденции, образования, информационных технологий и финансов.

Произошла стабилизация в развитии отрасли. Рынок насытился, и прирост предприятий сократился. Динамика была очень медленной, но её характер – положительным.

Третий этап развития малого бизнеса в России

Новое тысячелетие вывело на поверхность все проблемы малого бизнеса в России. А за недолгий срок существования сферы их накопилось достаточно много. Динамика развития из положительной перешла в отрицательную. К 2003-му насчитывалось около восьмидесяти тысяч объектов малого предпринимательства. Но для рыночной экономики их должно быть в десятки раз больше.

Люди понимали, что не самый прибыльный малый бизнес в России – это индивидуальные предприятия, которые характеризуются управлением в пределах семьи. Они не имели никакой перспективы, и в этой сфере наблюдались кризисные явления.

После ситуация немного стабилизировалась и число предприятий стало расти. Увеличивается количество рабочих мест, производимых товаров и предоставляемых услуг. Однако по сей день наблюдаются колебания в данном секторе.

Факторы, оказывающие влияние

Риски, благодаря которым возникают проблемы малого и среднего бизнеса в России, имеют различную природу. В зависимости от источника влияния их можно разделить на две категории:

  • факторы внутреннего влияния;
  • факторы внешнего влияния.

Первая группа рисков характеризуется совокупностью таких особенностей, которые определяют жизнедеятельность внутри компании.

Вторая группа рисков обусловлена перспективностью данной отрасли. Сюда входят те факторы, изменения значений которых приводит к проблемам в ведении предпринимательской деятельности.

Внешняя среда

Эта составляющая бизнеса имеет важное значение для его развития. Она одновременно создает как все необходимые условия для осуществления предпринимательской деятельности, так и проблемы. Под факторами внешней среды понимаются возможности и угрозы, которые она может нести.

В первую очередь в эту категорию попадают поставщики как источники ресурсов. Не менее важными являются клиенты как источник сбыта продукции. Ведь именно конечные потребители являются главным показателем успешности предпринимательской деятельности. Оказывает свое влияние стратегия и характер методов, выбранных для достижения поставленных целей.

Вся эта большая категория факторов внешней среды делится на две группы. Первая – это возможности и перспективы для дальнейшего развития, вторая – это угрозы и риски, которые наносят тормозящее или угнетающее действия и приводят к вынужденной ликвидации. Политика предприятия должна быть направлена на максимальное извлечение выгоды из сложившейся ситуации и минимизацию влияния угроз.

Первой проблемой является то, что человек весьма рискует, начиная малый бизнес с нуля. Идеи могут быть подавлены политической и социальной обстановкой, ситуацией в данной отрасли. Помимо общих проблем, характерных для предприятий любого уровня, как больших промышленных объектов, так и малых фирм, существуют риски, связанные непосредственно с величиной предприятия.

Главным подавляющим фактором организаций такого размера является неустойчивость к колебаниям рынка. Если гигант точно уверен, что останется на плаву, то малый бизнес стоит под вопросом. То есть любые форс-мажорные обстоятельства могут попросту не оставить никаких шансов на выживание.

Второй проблемой является неопределенность государственных финансовых структур, под контролем которых находится сектор малого бизнеса. Это связано с тем, что большая часть объектов данной сферы имеют не слишком широкий рынок. Данная среда характеризуется большой степенью гибкости и изменчивости, под которую не всегда могут подстраиваться и адаптироваться бизнесмены.

Внутренняя среда

Проблемы малого бизнеса в России во многом обусловлены не только внешними возможностями и угрозами, но и положением внутри компании. Успех бизнеса обусловлен тем, каким образом будут расставлены приоритеты в работе, назначены кадры и распределена между ними ответственность и обязательства. Немаловажным является маркетинговая программа и грамотное ведение финансовой политики.

Проблемы отрасли

На данный момент основными проблемами, оказывающими существенное влияние на малый бизнес, являются:

  1. Отсутствие квалифицированных кадров. На сегодняшний день найти настоящих профессионалов своего дела бывает достаточно сложно. Во-первых, чаще всего эта работа ложится на самих руководителей, которые, полагаясь лишь на свои собственные предпочтения и требования, формируют коллектив. Лишь двадцать процентов объектов малого бизнеса обеспечены грамотными работниками.
  2. Налоговая нагрузка. Неправильно выстроенная система взысканий отнимает огромный процент прибыли предприятий. Многие просто не могут себе позволить отчисления в бюджет государства из-за чего вынуждены вести «черную бухгалтерию» или просто объявлять себя банкротами.
  3. Жесткая кредитная система. Для стартового капитала или реализации проекта необходимы значительные финансовые ресурсы, которые чаще всего берутся взаймы под большие проценты в соответствующих учреждениях. Но чем на больший срок они привлекаются, тем меньше шанс, что банк выдаст такую сумму.
  4. Лишение своих работников социального пакета услуг. Это также обусловлено чересчур высокими налогами, что приводит к выплате «зарплат в конвертах».
  5. Сложности в покупке или аренде земляных участков и помещений. А также в отсутствии возможностей допуска к объектам инфраструктуры. Установленные высокие тарифы на электричество оставляют предприятия без энергии.
  6. Коррупция и грабеж со стороны чиновников. Частые и необоснованные проверки, штрафы и отсутствие организованного администрирования заставляют даже законопослушных граждан действовать соответствующими методами.
  7. Низкий уровень платежеспособности населения. Тот слой населения, который является основной целевой аудиторией, просто не в состоянии оплачивать установленную цену. В окончательную цену вкладываются все издержки, и предприниматели просто не могут работать себе в убыток.

Специфические особенности малого бизнеса в РФ

Проблемы малого бизнеса в России имеют ряд своих специфических особенностей. Например, в некоторых регионах, таких как Сибирь, отсутствует транспортная инфраструктура. Это обуславливает невозможность подвоза сырья и сбыта готовой продукции. Подобные регионы РФ характеризуется запоздалым получением информации. Компетентность и объективность чиновников также оставляет желать лучшего.

В плане затруднений, связанных с кредитованием, налогообложением и арендой, государство поставило объекты малого бизнеса в один ряд с крупными промышленными гигантами. Это ни в коем случае не является допустимым.

Подобная ситуация привела к сокращению числа предприятий в различных отраслях народного хозяйства. Чаще всего такие организации имеют торговое, закупочное и посредническое направление. Хоть и позиционируют они себя как разноплановые, оказывающие огромный спектр услуг и выпускающие множество товаров, но по факту являются узкопрофильными.

В отличие от других государств, поддержка малого бизнеса в России не имеет какого-либо образовательного характера. Именно некомпетентность руководителей и персонала зачастую приводят к краху. В странах, уделяющих этому сектору больше внимания, созданы специальные программы, в рамках которых проводятся бизнес-тренинги для всех желающих.

Перспективы дальнейшего развития

Государство понимает, что данный сектор является важным. Именно поэтому правительство поддерживает в определенной мере эту сферу. Ведь без малого бизнеса произойдут непоправимые изменения, которые будут выражаться в ухудшении социального положения. Это непременно приведет к еще большему расслоению в обществе. Народ будет поделен на два сектора – элиту и нищету. Появится дискриминация. Правительство перестанет контролировать процесс ценообразования.

В связи с подобными угрозами правительством реализуется государственная программа, в рамках которой будет проведен ряд глобальных реформ. На законодательном уровне это будет выражено во влиянии на налогообложение малого бизнеса в России. Оно должно быть обоснованным и целесообразным.

Планируется в течение ближайших двух лет увеличить количество объектов малого предпринимательства на два миллиона. Особо выгодные условия ожидают тех бизнесменов, которые планируют начать свое дело, связанное с выпуском товаров первой необходимости. Перспективным является и сфера предоставления услуг технического характера. Для этого упрощается кредитование малого и среднего бизнеса в России. Государством также предусматривается предоставление льгот и субсидий. Рассматривается возможность бизнес-обучения на бесплатной основе.

businessman.ru

Проблема развития малого предпринимательства в России

Содержание

Введение

1. Понятие малого предпринимательства

2. Экономическая характеристика малого бизнеса

2.1 Преимущества малого бизнеса

2.2 Недостатки малого бизнеса

3. Роль малого бизнеса

4. Проблемы малого предпринимательства

Заключение

Список использованной литературы

Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.

Цель работы — понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. анализ его проблем и перспектив развития.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

— Дать определение малому предпринимательству

— Выявить его особенности

— Определить место малого предпринимательства в экономике

— Рассмотреть его эволюцию

— Классифицировать проблемы малого бизнеса

— Продумать возможные пути решения этих проблем

Можно предположить, что одним из факторов выхода нашей страны из кризиса и построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства, из чего следует актуальность данной темы.

Основным фактором отнесения предприятия к малым является среднесписочный состав работников, но иногда используются дополнительные факторы, такие как объем продаж, стоимость активов и др. Законодательно в России субъекты малого предпринимательства определены Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Направлением закона является реализация права граждан на реализацию своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно закону под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности — 100 человек;

в строительстве — 100 человек;

на транспорте — 100 человек;

в сельском хозяйстве — 60 человек;

в научно-технической сфере — 60 человек;

в оптовой торговле — 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности -50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Организационно-правовая форма МП устанавливается в соответствии с Гражданским Кодексом, а также законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью». Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, производственных кооперативов, государственных (муниципальных) предприятий.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки малого бизнеса по сравнению с крупным, оценим его роль в экономике.

2.1 Преимущества малого бизнеса

1. Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

2. По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.

3. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков

4. Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

5. Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.

6. Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

7. Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности.

8. Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный[1] . Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.

2.2 Недостатки малого бизнеса

1. По сравнению с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.

2. Малые предприятия зависимы от крупных компаний.

3. Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.

4. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.

5. Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

6. МП не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой

7. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малых предприятий к изменениям не велики[2] .

8. Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

3. Роль малого бизнеса

Из приведенной выше характеристики можно сделать вывод о том, что малые предприятия обладают значительными конкурентными преимуществами и способны к более эффективной деятельности, чем крупные предприятия в некоторых сферах деятельности.

Что может дать эффективно функционирующий малый бизнес экономике страны?

Малый бизнес может дать экономике:

— необходимую насыщенность и мобильность рынка;

— тенденцию к устойчивости цен, повышение качества продукции вследствие ценовой и неценовой конкуренции;

— ускорение процесса внедрения новых технологий;

— среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам;

— глубокую специализацию и кооперацию;

— среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. То есть малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП. Очевидно, что любая страна нуждается в развитом малом предпринимательстве, поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Для страны таких масштабов как Россия малый бизнес не может стать основой экономики, в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Но, тем не менее, в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики. Формирование конкурентной среды, чему способствует малое предпринимательство, имеет первостепенное значение для нашей высокомонополизированной экономики.

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *